Муниципальный контроль
Сюда можно подать жалобу на решение контрольных органов
Листовка-памятка по профилактическому визиту для бизнеса
Листовка-памятка по профилактическому визиту для инспекторов
Комментарии к Федеральному закону от 31.07.2020№ 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» и Федеральному закону от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ» («регуляторная гильотина»)
С 1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020№ 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», а с 1 ноября 2020 Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ» («регуляторная гильотина»).
Законы приняты в рамках масштабной реформы контрольно-надзорной деятельности в стране.
В связи с этим устанавливаются новые правила осуществления контроля, в том числе правила осуществления муниципального контроля.
Кроме этого, новым Федеральным законом «Об обязательных требованиях в РФ» устанавливаются правила установления на муниципальном уровне обязательных требований и требования к ним.
1 ноября 2020 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»1 (далее — Федеральный закон об обязательных требованиях). Цель данного законодательного акта – дать легальное определение часто используемому в законодательстве понятию «обязательные требования», отграничить их от иных норм права и установить правила установления таких требований. Кроме этого, новый закон содержит правила реализации так называемой «регуляторной гильотины».
Органы местного самоуправления также осуществляют правовое регулирование, которое напрямую влияет на предпринимательскую и хозяйственную деятельность. В частности, утверждают правила благоустройства территории, правила землепользования и застройки и другие муниципальные правовые акты.
Таким образом, новый Федеральный закон об обязательных требованиях распространяет свое действие на обязательные требования, устанавливаемые муниципальными правовыми актами и предъявляет к ним дополнительные требования в виде принципов, которые должны быть учтены органами местного самоуправления при их утверждении.
С 1 июля 2021 года вступает в силу новый Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», которым существенно изменяется вся система контрольно-надзорной деятельности в стране. Значительные изменения касаются и осуществления органами местного самоуправления муниципального контроля.
В соответствии с поручениями Президента РФ реформа контрольно-надзорной деятельности отнесена к одному из приоритетных направлений стратегического развития страны. Работа ведется по трем важнейшим направлениям: реализация «регуляторной гильотины», которая призвана актуализировать обязательные требования, создание нового механизма контрольно-надзорной деятельности и обновление законодательства об административных правонарушениях.
Одним из основных показателей эффективности государственного и муниципального контроля должно стать не количество проведенных контрольных мероприятий, а снижение ущерба от нарушения охраняемых законом ценностей и снижение барьеров для развития бизнеса.
Необходимо перейти от существующей «палочной» системы контроля к «умному контролю», основанному на внедрении профилактики, риск-ориентированного подхода, элементов дистанционного мониторинга и цифровизации в работе контрольных (надзорных) органов.
Главным инструментом контрольного (надзорного) органа, по смыслу нового Закона, является контрольно-надзорное мероприятие, которое представляет собой комплекс взаимосвязанных действий, включающих контрольно-надзорные действия, предусмотренные законом, совершаемые контрольным (надзорным) органом в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований. Таких мероприятий проектом предусмотрено девять: 7 мероприятий со взаимодействием с контролируемыми лицами (контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка) и 2 мероприятия без взаимодействия (наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование).
В связи с этим, подготовлен краткий обзор: «Новые правила осуществления муниципального контроля в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», который будет размещён на официальном сайте Староювалинского сельского поселения в разделе «Контрольно- надзорная деятельность»
Перечень существенных норм, которые должны (могут) содержаться в положении о виде муниципального контроля[1]
(в рамках нового Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»)
№ |
Содержание Положения о виде муниципального контроля |
Структурная единица Федерального закона № 248-ФЗ |
1 |
Положением о виде контроля определяются: 1) контрольные (надзорные) органы, уполномоченные на осуществление вида контроля; 2) критерии отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления вида контроля;[2] 3) перечень профилактических мероприятий в рамках осуществления вида контроля;[3] 4) виды контрольных (надзорных) мероприятий, проведение которых возможно в рамках осуществления вида контроля, и перечень допустимых контрольных (надзорных) действий в составе каждого контрольного (надзорного) мероприятия; 5) виды и периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий для каждой категории риска, за исключением категории низкого риска [4]
|
Ч.5 ст. 3 |
2 |
О порядке учета объектов муниципального контроля.
|
Ч. 2 ст. 16 |
3 |
Положением о виде муниципального контроля может быть установлено, что система оценки и управления рисками при осуществлении соответствующего вида муниципального контроля не применяется, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению данного вида муниципального контроля, утвержденными Правительством Российской Федерации. В этом случае плановые контрольные (надзорные) мероприятия и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся с учетом особенностей, установленных статьями 61 и 66 настоящего Федерального закона. |
Ч. 7 ст. 22 |
4 |
Положением о виде контроля должно быть предусмотрено не менее трех категорий риска, в том числе в обязательном порядке категория низкого риска.[5] |
Ч. 2 ст. 23 |
5 |
Виды и содержание внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий определяются положением о виде контроля в зависимости от основания проведения контрольного (надзорного) мероприятия. |
Ч. 7 ст. 25 |
6 |
Положением о виде контроля может быть установлен запрет на проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов контроля инспекторами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении указанных объектов контроля. |
Ч. 3 ст. 27 |
7 |
Дополнительные права инспектора, не предусмотренные Федеральным законом № 248-ФЗ |
П. 8 ч. 2 ст. 29 |
8 |
Положением о виде муниципального контроля может быть установлено, что досудебный порядок подачи жалоб при осуществлении соответствующего вида муниципального контроля не применяется, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению данного вида муниципального контроля, утвержденными Правительством Российской Федерации. |
Ч. 4 ст. 39 |
9 |
Положением о виде муниципального контроля может быть установлено, что досудебный порядок подачи жалоб при осуществлении соответствующего вида муниципального контроля не применяется, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению данного вида муниципального контроля, утвержденными Правительством Российской Федерации. |
Ч.1 ст. 40 |
10 |
Порядок рассмотрения жалобы определяется положением о виде контроля.[6] |
Ч. 2 ст. 40 |
11 |
Положением о виде контроля может быть предусмотрено создание в контрольном (надзорном) органе из числа его должностных лиц коллегиального органа (коллегиальных органов) для рассмотрения жалоб. |
Ч. 3 ст. 40 |
12 |
Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы органом в срок, установленный положением о виде контроля, но не более двадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, установленных положением о виде контроля, указанный срок может быть продлен уполномоченным на рассмотрение жалобы органом, но не более чем на двадцать рабочих дней. |
Ч. 2 ст. 43 |
13 |
Виды профилактических мероприятий, которые проводятся при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, определяются положением о виде контроля с учетом того, что при осуществлении государственного контроля (надзора) является обязательным проведение профилактических мероприятий, указанных в пунктах 1, 2, 4, 5 и 7 части 1 настоящей статьи, при осуществлении муниципального контроля - проведение профилактических мероприятий, предусмотренных пунктами 1 и 5 части 1 настоящей статьи, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению вида муниципального контроля, утвержденными Правительством Российской Федерации[7]. |
Ч. 2 ст. 45 |
14 |
Порядок консультирования, перечень вопросов, по которым осуществляется консультирование, в том числе перечень вопросов, по которым осуществляется письменное консультирование, определяются положением о виде контроля. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев, установленных положением о виде контроля. Контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В случаях, предусмотренных положением о виде контроля, консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляется посредством размещения на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа.[8] |
Ч. 3, 4, 9 ст. 50 |
15 |
Положением о виде контроля или федеральным законом о виде контроля может быть установлено, что вид контроля осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий. |
Ч. 2 ст. 61 |
16 |
Иные сведения, если это предусмотрено положением о виде контроля, к решению о проведении контрольного (надзорного) мероприятия. |
Ч. 1 ст. 64 |
17 |
В случаях, установленных положением о виде контроля, для фиксации инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств. Порядок фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств устанавливается положением о виде контроля. |
Ч. 6 ст. 65 |
18 |
Экспертиза продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг по результатам мониторинговой закупки осуществляется в порядке, установленном положением о виде контроля. |
Ч. 9 ст. 68 |
19 |
Положением о виде контроля могут устанавливаться ограничения проведения выездных проверок в отношении объектов контроля, отнесенных к определенным категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. |
Ч. 4 ст. 73 |
20 |
Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, и которая для микропредприятия не может продолжаться более сорока часов. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту. Сроки проведения выездных проверок в пределах сроков, установленных настоящей статьей, устанавливаются положением о виде контроля. |
Ч. 7 ст. 73 |
21 |
В случае поступления в контрольный (надзорный) орган возражений, указанных в части 1 настоящей статьи, контрольный (надзорный) орган назначает консультации с контролируемым лицом по вопросу рассмотрения поступивших возражений, которые проводятся не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня поступления возражений. Формы проведения консультаций по вопросу рассмотрения поступивших возражений определяются положением о виде контроля. В ходе таких консультаций контролируемое лицо вправе давать пояснения, представлять дополнительные документы или их заверенные копии, в том числе представлять информацию о предпочтительных сроках устранения выявленных нарушений обязательных требований. |
Ч. 2 ст. 89 |
22 |
Положением о виде контроля могут устанавливаться требования к форме и содержанию предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований. |
Ч. 4 ст. 90 |
23 |
Мониторинг основан на добровольном участии контролируемых лиц и осуществляется в случаях, установленных положением о виде контроля, по заявлению контролируемого лица на условиях соглашения между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом. Требования, которым должно соответствовать контролируемое лицо для осуществления мониторинга, устанавливаются положением о виде контроля. Порядок организации и осуществления мониторинга устанавливается положением о виде контроля, соглашением между контрольным (надзорным) органом и контролируемым лицом. |
Ч. 2, 3, 4, 10 ст. 96 |
24 |
До 31 декабря 2023 года положением о виде муниципального контроля могут предусматриваться подготовка органами муниципального контроля в ходе осуществления муниципального контроля документов, информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами органов муниципального контроля действиях и принимаемых решениях, обмен документами и сведениями с контролируемыми лицами на бумажном носителе. |
Ч. 10 ст. 98 |
Как работает мораторий на проверки бизнеса? Объясняет М.Решетников, Министр экономического развития Российской Федерации
https://vk.com/video-210913552_456239123 (продолжительность 1мин.24сек.) |
|
Меры господдержки бизнеса в сфере госрегулирования «Мораторий на проверки» Ссылка на видеоролик: (продолжительность 4мин.08сек.) |
|
В случае нарушения моратория контрольными (надзорными) органами, представители бизнес-объединения могут написать Минэкономразвития России
Электронная почта: |
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Уставом Песочнодубровского сельского поселения, к полномочиям Администрации Песочнодубровского сельского поселения относится осуществление на территории муниципального образования Песочнодубровское сельское поселение следующих видов муниципального контроля:
- муниципальный земельный контроль;
- муниципальный контроль в сфере благоустройства;
- муниципальный жилищный контроль
Муниципальный контроль осуществляется должностными лицами Администрации поселения, уполномоченными на осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах, в соответствии с административными регламентами.
Основной функцией должностных лиц, уполномоченных на осуществление муниципального контроля является проведение плановых и внеплановых проверок по следующим направлениям:
- соблюдение требований земельного законодательства;
- соблюдение требований правил благоустройства;
- соблюдение требований жилищного законодательства
Просмотров: 1060